Оружие и закон Информация Наш архив

Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой деятельности


О.А. СНЕЖКО

Снежко О.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Орловского государственного технического университета.

Происходящие изменения в России затрагивают разнообразные сферы жизнедеятельности человека и всего общества. Стремление государства и общества к изменению экономической, социальной, правовой и других основ направлено не только на укрепление российской государственности, но и на реализацию конституционных положений о человеке, его правах и свободах как высшей ценности, которую государство обязано защищать, всеми имеющимися у него для этого средствами.

Одним из направлений происходящих реформ является обновление и наполнение новым содержанием действующего законодательства. Не вызывает сомнений, что принимаемые нормативно-правовые акты затрагивают практически все области человеческих взаимоотношений, существенно корректируют правовую политику государства и закладывают фундаментальную основу правовой системы России. Указанные изменения ознаменовали тот факт, что отдельные конституционные нормы, долгое время являвшиеся декларацией, теперь могут быть реализованы на практике.

Часть 3 статьи 59 Конституции РФ гарантировала каждому гражданину право на отказ от военной службы и замену ее альтернативной гражданской службой. Только с принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. "Об альтернативной гражданской службе" <*> (далее - ФЗ от 25.07.02) каждый гражданин Российской Федерации сможет реализовать указанное право. В Законе альтернативная гражданская служба рассматривается как особый вид трудовой деятельности.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что законодатель четко определил отдельные характерные черты рассматриваемой трудовой деятельности. Особенности данного вида трудовой деятельности заключаются в следующем.

--------------------------------

<*> Российская газета. 2002. 30 июля.>

Трудовая деятельность лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу, осуществляется в интересах общества и государства.

Любой гражданин согласно статье 59 Конституции РФ обязан защищать свое Отечество, причем его защита - моральный долг и обязанность каждого российского гражданина. В то же время, если лицо в силу своих убеждений или вероисповедания не может нести военную службу, оно должно выполнить свою конституционную обязанность перед государством в иной форме, установленной законом. Общепризнанно, что деятельностью, заменяющей военную службу, является трудовая деятельность, причем в той форме и том объеме, которые определяет само государство, поэтому гражданин, реализуя свои трудовые способности, содействует укреплению экономической мощи России.

Вполне понятно, что целесообразно использовать труд лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу, в тех отраслях производства, которые нуждаются в рабочей силе и поддерживают авторитет государства у граждан.

Поэтому согласно п. 4 статьи 4 ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также перечни организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством РФ. В то же время зарубежный опыт показывает, что лица, заявившие об отказе от военной службы, привлекаются к выполнению тяжелой и непрестижной работы.

Кроме того, например, во Франции они используются на работах при ликвидации последствий стихийных бедствий, а также на добыче угля, песка, щебня и торфоразработках. Граждане реализуют свое право на труд взамен военной службы по призыву. В соответствии со статьей 1 ФЗ от 28 марта 1998 г.

"О воинской обязанности и военной службе" <*>, на основании которой проводится призыв граждан на военную службу, граждане имеют право на замену военной службы в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом.

Необходимо учитывать, что альтернативная гражданская служба, заменяющая военную, не рассматривается в качестве принудительного труда (статья 4 Трудового кодекса РФ), хотя анализ отдельных положений ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" может привести к такому заключению (напр., ограничение права выбора рода занятости, принудительное направление на работу в другую местность и др.).

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475; N 30. Ст. 3613; 2001. N 7. Ст. 620; N 30. Ст. 3061; 2002. N 26. Ст. 2521; Российская газета. 2003. 18 января.

Следует подчеркнуть, что положения российского законодательства полностью соответствуют международным пактам по правам человека.

В частности, в п. "с" ч. 3 ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах специально оговаривается, что какая бы то ни была служба, предусматриваемая Законом для лиц, отказывающихся от военной службы по политическим или религиозно-этическим мотивам, не относится к принудительному или обязательному труду, принуждение к которому запрещается Пактом.

Интересен тот факт, что еще в 2000 году, по данным Генерального штаба Вооруженных Сил России, желание выбрать альтернативную службу изъявили 1996 человек, из которых 506 человек были призваны на военную службу и направлены в войска, а 621 обжаловали в суде решение о призыве.

Решениями судов 193 жалобы были удовлетворены.

Граждане должны трудиться, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они проживают.

Однако при невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть трудоустроены в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

Тем самым трудоустройство граждан осуществляется в централизованном порядке.

В этой связи хочется отметить, что по сравнению с Модельным законом "Об альтернативной гражданской службе", принятым на четырнадцатом заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление N 14-11 от 16 октября 1999 г.) <*>, в котором предлагается прохождение гражданином трудовой службы на территории, где он постоянно проживает, или же по решению Правительства за ее пределами, российский законодатель закрепил обязанность прохождения такой службы прежде всего за пределами территории постоянного места жительства.

--------------------------------

<*> Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ. 2000. N 23.

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом РФ с учетом особенностей, предусмотренных иными федеральными законами. С учетом этого трудовая деятельность лица, проходящего альтернативную гражданскую службу, начинается с заключения с ним срочного трудового договора

Срок действия такого договора не должен превышать срока альтернативной гражданской службы. Согласно статье 5 рассматриваемого Закона срок альтернативной гражданской службы составляет 42 месяца, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 21 месяц.

В случае если гражданин проходит данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, продолжительность службы составляет 36 месяцев, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 18 месяцев.

Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата. Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы.

При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы.

Однако в отдельных случаях действие срочного трудового договора может быть продлено, если работник:

- имел прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);
- находился в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданину, обучающемуся в образовательном учреждении;
- отбывал уголовное или административное наказание в виде ареста;
- появлялся на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Необходимо учитывать, что заключаемый срочный трудовой договор с гражданином, признанным годным для прохождения альтернативной гражданской службы, отличается от срочного трудового договора, заключаемого с работником в соответствии с общими положениями, предусмотренными Трудовым кодексом РФ.

Во-первых, в соответствии с ФЗ от 25.07.02 сторонами такого договора выступают гражданин России в возрасте от 18 до 27 лет и признанный призывной комиссией годным к прохождению такой службы и организация (работодатель), которая определяется указанной комиссией с учетом плана специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Гражданин признается годным к прохождению альтернативной гражданской службы, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а также если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. Степень годности к выполнению какой-либо трудовой деятельности определяется медицинским освидетельствованием, которое проводится на основании решения призывной комиссии о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу.

При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места его работы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.

Следует отметить, что право на замену военной службы альтернативной гражданской службой не ставится в зависимость от принадлежности к какой-либо религиозной организации.

Тем самым законодатель принял во внимание Постановление Конституционного Суда РФ от 23 ноября 1999 г. <*>, в котором Конституционный Суд РФ указал, что право на альтернативную службу является непосредственно действующим, притом именно индивидуальным правом, т.е. связанным со свободой вероисповедания в ее индивидуальном, а не коллективном аспекте. Оно должно обеспечиваться независимо от того, состоит гражданин в какой-либо религиозной организации или нет.

--------------------------------

<*> См.: Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. N 12.

Интересен тот факт, что Россия единственная из стран - участниц СНГ, которая признает право на альтернативную гражданскую службу за гражданами независимо от их членства в религиозных организациях.

Очевидно, другие страны - участники СНГ использовали за основу статью 2 Модельного закона "Об альтернативной гражданской службе", в которой перечисляются основания, по которым гражданин вправе проходить альтернативную гражданскую службу. Одним из них является обязательное членство в зарегистрированной в установленном Законом порядке религиозной организации, вероучение и устав которой не допускают пользование оружием и службу в вооруженных силах.

Во-вторых, перед заключением срочного трудового договора гражданин получает под расписку предписание для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы. Этот документ выдается военным комиссаром в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти. На основании предписания работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для трудоустройства, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы в этой организации и в трехдневный срок уведомить об этом военный комиссариат, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

В-третьих, статус гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, определен статьей 18 Закона от 25.07.02. Статус включает в себя совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также их обязанностей и ответственности, установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации, в том числе и Трудовым кодексом РФ.

Вместе с тем в отличие от общих прав и обязанностей работников, закрепленных в статье 21 Трудового кодекса РФ, статус лица, проходящего альтернативную гражданскую службу, включает ряд дополнительных трудовых обязанностей.

В соответствии со статьей 21 ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, не вправе:

1) отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них срочным трудовым договором;

2) занимать руководящие должности;

3) участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций;

4) совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях;

5) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться льготами;

6) покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят альтернативную гражданскую службу, без согласования с представителем работодателя;

7) прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе;

8) оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят альтернативную гражданскую службу, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.

Вместе с тем в трудовом договоре с работником, направленным для прохождения альтернативной гражданской службы, необходимо предусмотреть и ряд дополнительных гарантий. Среди них следует выделить следующие: во-первых, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Во-вторых, гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, имеет право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно (один раз в год) за счет средств работодателя.

В-третьих, гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, имеет право на гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом, если совмещает работу с обучением. Однако при этом ему не может быть установлена (установлено) сокращенная рабочая неделя (сокращенное рабочее время).

Кроме вышеперечисленных гарантированных прав Закон называет и другие, которые характеризуют статус гражданина, проходящего альтернативную службу, и предусмотрены трудовым законодательством для всех работников.

В частности, это предоставление льгот, гарантий и компенсаций, связанных с особым характером их трудовой деятельности.

Время прохождения гражданином службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности. Следует также отметить, что за гражданином, работавшим до направления на альтернативную гражданскую службу в государственной или муниципальной организации, в течение трех месяцев после его увольнения с такой службы сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии - на другую равноценную работу (должность) в той же организации.

Причем оплата труда осуществляется в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда без каких-либо ограничений и дополнительных удержаний.

Между тем, как известно, не все государства придерживаются таких принципов. Например, в Дании альтернативная служба - это работа по гражданской специальности.

Все доходы от такой работы направляются в военный бюджет. В Венгрии трудовая деятельность лиц, проходящих альтернативную службу, осуществляется как в государственных, так и в общественных организациях. Однако выплачиваемая работодателем заработная плата составляет около 80 процентов минимального оклада.

В Италии этот вопрос упрощен еще больше.

Все, кто не призывается в армию по религиозным и идейным соображениям, должны платить значительный налог на военные нужды.

Становится очевидным, что дополнительные права и обязанности такого работника предоставляют больше возможностей работодателю для укрепления трудовой дисциплины, но и, с другой стороны, накладывают на него ряд дополнительных обязанностей.

Например, согласно статье 19 рассматриваемого Закона от 25.07.02 работодатель возмещает расходы, связанные с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно.

В соответствии со статьей 20 работодатель должен бесплатно обеспечить общежитием граждан, проходящих службу вне территории постоянного проживания.

Одной из особенностей срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, являются основания изменения и прекращения трудовых правоотношений.

Перевод гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую осуществляется по основаниям и в порядке, которые определяются специальным положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

По решению федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и в пределах их компетенции граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных этим органам, могут привлекаться к ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.

Прекращение трудовых правоотношений между гражданином и работодателем по их инициативе является невозможным.

Гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы:

1) по истечении срока альтернативной гражданской службы;

2) в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;

3) в связи с осуществлением им полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

4) в связи со вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы.

Решение об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы принимается должностными лицами, определяемыми руководителем федерального органа исполнительной власти или руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу.

Решение должностного лица соответствующего федерального органа исполнительной власти либо должностного лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу. Работодатель производит соответствующую запись в трудовой книжке гражданина о причинах прекращения срочного трудового договора и выдает ее гражданину в день увольнения (последний день работы).

Становится очевидным, что вступающий в силу с 1 января 2004 года Закон поможет решить проблемы организаций, которые нуждаются в работниках, а граждане, не желающие проходить военную службу, смогут заменить ее альтернативной гражданской службой на законных основаниях. При этом нельзя не учитывать, что трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения.